Авторизация Забыли
пароль?
PolitBoard.com
Социальный портал политических дискусий  
Поговорить с народом в чате
◄►
Логин
Пароль
E-mail

Справочник патриота
Inomnenie Politboard

 «Никакого нефтяного заговора против России не существует. Это миф»
Разместила  Тамара Новак 7 ноября 2014 в 5:38
Источник:  kursiv    Автор:  Аскар Муминов

Агентство США по международному развитию приступает к реализации обновленной пятилетней стратегии для Центральной Азии, охватывающей период с 2015 по 2019 год. В ходе ее презентации стало известно, что в Казахстане в скором времени стартует свой аналог программы USAID, которым будут охвачены страны-региона, и через его реализацию будет осуществляться содействие в восстановлении Афганистана.

Временный поверенный в делах США в Казахстане Майкл Клечески убежден, что партнерство Америки с РК развивается по мере того как страна занимает все более существенные позиции на мировой арене. Инвестиции США в Казахстан за время обретения независимости составили $31 млрд. Г-н Клечески в интервью Kursiv.kz рассказал о перспективах сотрудничества США и Казахстана, об американском видении украинского кризиса и о том, как падение цен на нефть может повлиять на казахстанскую экономику

- Г-н Клечески, могли бы Вы обрисовать наиболее перспективные области сотрудничества между Казахстаном и США. Как Вы считаете, какие сферы кроме торговли и экспорта углеводородов могут быть перспективными для выстраивания диалога между Астаной и Вашингтоном?

- В первые годы сотрудничества между нашими двумя странами доминировали две области: углеводороды и атомная энергия, в том числе нераспространение, сокращение запасов ядерного оружия и закрытие полигонов. За последние 20 лет наше сотрудничество расширилось дальше в области хай-тек индустрии, свидетельство тому - открытие расширенного локомотивного завода «Дженерал Электрик». Получение образования казахстанскими студентами в США, а также наличие студентов из Америки, поступающих в казахстанские вузы – тоже новая область сотрудничества. Другие сферы тоже активно развиваются. Недавно «Астана Опера» выступила в Карнеги-Холл в рамках укрепления культурных связей между нашими народами. Более 2000 коров были доставлены в Казахстан из США, как часть большого торгового соглашения по сельскому хозяйству. Нас радует и то, что Казахстан разрабатывает свое новое агентство по оказанию помощи, которое называется KazAID. Я хорошо об этом осведомлен, так как совсем недавно присутствовал на мероприятии в министерстве иностранных дел, где Агентство США по развитию поделилось своим опытом с KazAID, и готово активно помогать. Мы надеемся, что это станет еще одним сильным и очень конструктивным аспектом нашего партнерства. В начале 90-ых годов никто не мог предсказать, как много будет областей, в которых наши страны станут сотрудничать на протяжении последних двадцати лет, так что я, конечно, не могу предсказать, те новые сферы, в которых мы в будущем сможем работать вместе. Но я могу сказать, что будущее выглядит многообещающим.

- На этот год был запланирован выход сил коалиции из Афганистана. Но ограниченный контингент американских войск по-прежнему находится в этой стране. Как Штаты видят ее дальнейшее будущее, насколько серьезную опасность несет афганский фактор для дестабилизации ситуации в Центральной Азии? Как вы оцениваете усилия Казахстана по нормализации мирной жизни в Афганистане?

- После того, как Соединенные Штаты окончат свою боевую операцию в Афганистане в 2014 году, мы не намерены отказываться от оказания содействия Афганистану и в ближайшем будущем. С уходом наших военных будут укрепляться программы развития на местах. Состоится переход от военных операций к комплексным мерам по развитию инфраструктуры в Афганистане, и Казахстан может стать заметным элементом, способствующим этим изменениям. Казахстан инвестирует в инфраструктуру и подготовку необходимых афганских специалистов, включая врачей и педагогов. Мы очень впечатлены тем фактом, что до 2018 года правительство Казахстана инвестирует более $50 млн на обучение граждан Афганистана в Казахстане с программой, рассчитанной на 1000 студентов, для того, чтобы вернуть жизненно важные знания в афганское общество. Мы высоко ценим роль Казахстана в оказании помощи в развитии процветающего и стабильного Афганистана.

- Еще одна угроза, которая сейчас волнует весь мир, – это Исламское государство, в котором воюют и выходцы из Центральной Азии, возможно и из Казахстана. В частности, Генеральная прокуратура РК сообщила о фактах наемничества граждан в «горячие точки». Как Вы оцениваете способность международного сообщества побороть угрозу Исламского государства, продолжат ли США активные действия в этом направлении?

- Многие страны оказались перед сложным выбором в поисках решения проблем, связанных с экстремизмом, и один из ключевых вопросов в этом направлении – ограничение участия в незаконных действиях иностранных боевиков. Во всем мире растет число лиц, становящихся радикалами, готовым к проявлению самых жестоких форм насилия. Эти люди выезжают в другие страны, чтобы заниматься терроризмом. По предположительным оценкам, более 15 тыс. иностранных боевиков отправились в Сирию из более чем 80-ти стран. Международное сообщество едино в решении этих проблем. Соединенные Штаты Америки будут продолжать строить коалицию для преодоления угроз со стороны Исламского халифата/ Исламского государства Ирака и Леванта/ и фокусироваться на дальнейшем укреплении гражданских институтов, которые необходимы для предотвращения таких в рамках закона. Мы также расширяем наши усилия по лишению легитимности и противодействию насильственной идеологии, которая подпитывает большинство сегодняшних террористических группировок.

- В этом году США закрыли свою знаменитую базу Манас в Кыргызстане, между тем активизируется военное сотрудничество России со странами Центральной Азии, возможно и открытие военных баз РФ на территории ЦА. Как в США относятся к такой возможности, и нет ли у Штатов планов по открытию своих военных баз на территории Центральной Азии?

- У Соединенных Штатов нет потребности или стремления устанавливать военные базы в Центральной Азии. Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения со всеми странами региона, но это не значит, что у нас есть военные намерения. Американские войска не присутствуют в Казахстане, и у нас нет планов относительно их появления в будущем. Мы поддерживаем вступление Казахстана в военные союзы со странами по его усмотрению. Еще раз подчеркну, Соединенные Штаты не имеет планов военного присутствия в Казахстане.

- USAID презентовал в Алматы свой новый пятилетний план развития в регионе. Могли бы Вы кратко описать его и рассказать о том, чем он отличается от прежних планов по оказанию помощи региону. Как Вы оцениваете такой опыт сотрудничества США и стран Центральной Азии?

- Я рад, что мне удалось принять участие в некоторых мероприятиях, связанных с новым планом развития на пять лет, разработанный Агентством США по международному развитию, потому что я восхищаюсь тем, что USAID делает в этом регионе и во всем мире. За последние 20 лет USAID вложило около $2,2 млрд в Казахстан и центральноазиатский регион. Стратегия USAID в течение следующих пяти лет, 2015-2019 годы, фокусируется на следующем: торговля и рынки; вода и энергия; управление и социальные услуги. Запуск этой стратегии представляет третий этап нашего партнерства для расширения регионального сотрудничества и широкого социального и экономического процветания в Центральной Азии. Некоторые из программ USAID, осуществленных в Казахстане, помогли казахстанским предприятиям сэкономить $530 млн в год за счет ликвидации излишних требований по бизнес-операциям, поддержали расширенную региональную торговлю вдоль Нового Шелкового пути, соединяющего страны и народы Центральной и Южной Азии, и помогли установить партнерские отношения правительств и гражданских обществ в странах региона для выработки совместных действий по борьбе с инфекционными заболеваниями, такими, как туберкулез и ВИЧ.

Развитие Казахстана за последние два десятилетия было экстраординарным, и, в настоящее время, страна движется от получателя международной помощи в направлении донора, поддерживая развитие других стран.

- Могут ли экономические санкции, которые Запад применяет против России, коснуться Казахстана? И как Вы считаете, какие шаги должна предпринять Россия, чтобы они были отменены.

- Соединенные Штаты и другие страны ввели санкции, которые ориентированы на конкретные лица и компании. Мы сделали это для того, чтобы ограничить влияние на другие страны, кроме России. Никакие наши санкции не направлены на Казахстан. Экономика России была в упадке и до санкций, а так называемые контрсанкции России оказались еще более непродуктивными.

Важно иметь четкое представление о том, что санкции были разработаны и применены, потому что Россия нарушила международные стандарты своими непродуманными действиями в Украине. Нарушение целостности территорий других государств не соответствует международным стандартам. США видят ситуацию в Крыму как опасное нарушение установленных мировых правил. Мы искренне надеемся, что в ближайшем будущем правительство России примет решение отойти от своих текущих действий, а затем санкции могут быть сняты. В течение многих лет я с большим удовольствием работал в нашем посольстве в Москве и в консульстве в Санкт-Петербурге, и нынешнее поведение России в отношении Украины меня лично печалит.

- В стратегии USAID на ближайшие пять лет сказано, что события в Украине актуализировали вопрос территориальной целостности государств Центральной Азии. Несколько российских политиков сделали достаточно некорректные заявления о претензиях на земли Казахстана. Как Вы считаете, есть ли опасность интервенции России в страны Центральной Азии?

- Трудно комментировать гипотетические ситуации. Тем не менее, я бы хотел подчеркнуть, что поддержка территориальной целостности и суверенитета всех государств постсоветского пространства, в том числе Казахстана, являлась и является многолетней политикой США.

- Какое разрешение кризиса в Украине сейчас видится в США. Как Штаты помогают украинскому народу в нынешней ситуации, когда страна переживает, пожалуй, самый тяжелый кризис с момента развала СССР?

- Вместе с нашими международными партнерами, Соединенные Штаты Америки привержены поддержке реформ, какие Украина собирается и уже начала осуществлять. В то же время, нужно понимать, что украинцы способны определять свое будущее без запугиваний и внешнего принуждения. Для достижения этих целей, правительство США предоставило около $291 млн в качестве помощи Украине в этом году, а также кредитное поручительство в размере $1 млрд. Это включает в себя пакет помощи Украине на общую сумму $53 миллионов только в этом году, из которых более $7 млн будут направлены в международные организации в целях оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате конфликта на востоке Украины и $46 млн для содействия в безопасности Украины. Соединенные Штаты Америки решительно поддерживают Украину в то время, когда страна прилагает все усилия, чтобы обеспечить стабильность и безопасность, принимает меры гуманитарного характера, восстанавливает экономику и инфраструктуру, проводит конституционные реформы, борется с коррупцией.

- Казахстан всегда отличался своей многовекторной внешней политикой, которая позволяет ему избегать серьезных проблем с основными международными игроками. Поддерживают ли в США такой внешнеполитический подход Астаны, готовы ли содействовать в укреплении позиций Казахстана на мировой арене и помогать выстраивать взаимовыгодные отношения с ведущими странами мира?

- Соединенные Штаты Америки считают, что политика многовекторности Казахстана - это мудрый подход. Мы, конечно, понимаем, что Казахстан должен аккуратно выстраивать свою политику, так как находится между Европой и Азией, разделяя границы с международными силами. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев продолжает быть другом для всех и ничьим врагом, его мультивекторная политика имеет положительное влияние для всего региона. Казахстан инвестирует значительные суммы в инфраструктуру и проекты по укреплению гражданского общества в Афганистане, продолжает увеличивать торговлю с Украиной, развивает дополнительные торговые маршруты в Центральной Азии с целью создания регионального торгового хаба. У Казахстана большие перспективы сотрудничества со всеми соседями, и мы поддерживаем эти устремления.

- США стали одной из первых стран признавшей независимость Казахстана после развала СССР. С тех пор отношения между государствами приобрели характер стратегического партнерства. Но, есть ли какие-то вопросы, которые мешают еще более продуктивному сотрудничеству. И если да, то какие барьеры необходимо устранить?

- Соединенные Штаты были первой страной, которая открыла посольство в Казахстане после обретения независимости. С тех пор, наше партнерство расцвело во многих сферах – даже за прошлый год, в течение которого я нахожусь в вашей стране, смог наблюдать существенные изменения. Мы будем продолжать работать с Казахстаном в области совершенствования законов, работать над устранением барьеров, которые усложняют открытие новых бизнесов и негативно влияют на инвестиционный климат. Эти сферы, были обозначенные президентом Н. Назарбаевым, как наиболее приоритетные для взаимовыгодного сотрудничества. Продолжим совершенствовать подходы в области таможенного и пограничного контроля. Ускоренный транзит товаров является благом для страны и является вызовом для многих государств региона. Все еще есть возможности для улучшения и модернизации судебной системы и снятия политического влияния на судебные дела. Решение этих вопросов приносит выгоду в торговле, как для зарубежных компаний, так и для казахстанских граждан, так как упрощение процесса запуска и поддержки малого и среднего бизнеса в интересах обоих групп. Соединенные Штаты готовы продолжать партнерство с Казахстаном в проведении этих изменений.

- В 2001 году Казахстан и Соединенные Штаты установили американо-казахстанское энергетическое партнерство. Как бы Вы оценили сотрудничество Казахстана и США в энергетической сфере?

- Сотрудничество между Казахстаном и США в энергетическом секторе уходит корнями в начало 90-х годов, когда Казахстан сделал ставку в своем углеводородном будущем на американскую компанию Шеврон, а Шеврон поставил на Казахстан. За последние годы между ними установилось глубокое доверие и понимание.
Заметный поток частных американских инвестиций отражают развитие казахстанской экономики за последние 20 лет. Энергетические ресурсы помогли экономическому росту Казахстана, также и американские инвестиции были, в основном, сосредоточены в энергетическом секторе. По истечении времени форма инвестиций США изменилась в лучшую сторону, так как все большая их часть приходится в развитие местных компаний, работающих в сфере предоставления услуг. По мере развития, все больше и больше американских компаний приходят в Казахстан, чтобы исследовать другие области, от сельского хозяйства до автомобилей и железнодорожных локомотивов - некоторые из них посетили наше посольство за минувший год, так что я лично в курсе их интереса к этим отраслям казахстанской экономики. Поскольку Казахстан продолжает улучшать инвестиционный климат, работает над диверсификацией экономики, то и сфера деятельности американских компаний ведущих здесь бизнес расширяется. В настоящий момент, энергетический сектор – это та область, где мы более всего сотрудничаем и где мы совместно достигли значительного успеха. Я считаю, что в его основе – совместная плодотворная работа американских и казахстанских компаний, и он в будущем будет повторен многими совместными компаниями, работающими в сфере промышленности.

- Казахстан часто попадает под огонь критики из-за ситуации с соблюдением гражданских прав, в области свободы слова и демократии. Какие рекомендации США могут дать Казахстану в области защиты прав человека?

- Все страны на каком-то уровне борются за права человека. Обеспечение основных свобод граждан помогает стимулировать творчество и инновации. Например, Силиконовая долина в США - это не просто место, а понятие, которое является и продолжает являться живым доказательством того, что из широкого диапазона американских свобод возникают блестящие технологии, которые приносят пользу обществу. В Казахстане, сам президент Н. Назарбаев часто говорил о трех поставленных перед страной, в тот момент, когда она стала независимой, задачах: что нужно построить по-настоящему суверенное и независимое государство, что нужно сделать скачок в экономике, и что необходимо облегчить политическую систему. Казахстан стремительно продвинулся в достижении первых двух целей, но, на наш взгляд, страна могла бы сделать больше для выполнения своих обязательств в области прав человека и демократических принципов. Чем больше прозрачности, оживленных дискуссий и общественных слушаний, тем больше политической открытости, которая способствует активной работе, а также созданию условий, противодействующих коррупции. Уважение свободы выражения мнений, ассоциации, собрания и свободы вероисповедания имеет важное значение для социального диалога и динамичного демократического, а также экономического развития. Это относится и к независимым средствам массовой информации и к судебной системе, созданию условий для работы гражданского общества, и к избирательной системе и законам, обеспечивающим честные выборы, которые полностью отвечают международным стандартам.

- Как бы Вы оценили усилия Казахстана по формированию институтов гражданского общества? О каких проблемах в этой области можно говорить?

- Мы, в Соединенных Штатах, свято верим в важность независимого гражданского общества, как способ для граждан, быть неотъемлемой частью государства и непосредственно участвовать в решении проблем своей страны. Казахстан предпринимает попытки по поддержке гражданского общества, в частности к ним можно отнести упрощение доступа к медицинским услугам, создание возможностей для инвалидов и пожилых людей, поддержка ветеранских организаций, и работа в области благотворительности. Гражданское общество Казахстана достигло значительных успехов и оно может развиваться и дальше. Мы стремимся быть полезными в этом отношении. В качестве примера, скажу, что например USAID сотрудничает со многими министерствами Казахстана, чтобы помочь местным организациям предоставлять больше социальных услуг населению в целом.

- В свое время Казахстан, как и Украина в обмен на гарантии территориальной целостности, одним из участников этого процесса были и США, отказался от ядерного оружия. Но после того как Россия нарушила Будапештские соглашения возникли серьезные опасения о действенности этих договоренностей. Остаются ли США, верны заключенным в 1994 году Будапештским соглашениям и готовы ли обеспечить сохранение территориальной целостности Казахстана. И как в США относятся к мирным инициативам Казахстана в области ядерного разоружения?

- Соединенные Штаты Америки выполняют все свои обязательства в соответствии с Будапештским меморандумом от 1994 года. Как я упомянул ранее, мы полностью поддерживаем суверенитет и целостность всех постсоветских стран. Соединенные Штаты Америки и другие государства объединили усилия в поддержку Украины, выразив свою принципиальную позицию, когда ее территориальная целостность была нарушена. Благодаря лидирующей роли Казахстана в нераспространении ядерного оружия, президент США Барак Обама и президент Нурсултан Назарбаев сошлись во взглядах на поддержание тесного сотрудничества в этой сфере. Мы приветствуем лидирующую роль Казахстана в нераспространении ядерного оружия.

- Как бы Вы оцениваете усилия Казахстана по нормализации ситуации вокруг Иранской ядерной программы?

- Казахстан играет конструктивную роль в вопросах, касающихся ядерной программы Ирана. Благодаря своей мультивекторной внешней политике, Казахстан является основным кандидатом, который сможет оказать содействие в обсуждении многих сложных ситуаций, связанных с ней. Исторические предпосылки нераспространения ядерного оружия в Казахстане - одной из немногих стран, добровольно отказавшейся от ядерного оружия, повышают вероятность решения проблемы. Казахстан, стал примером для Ирана и, показал, как нация может быть одновременно мирной и экономически процветающей и не иметь при этом ядерного оружия. Казахстан организовал переговоры по ядерной программе Ирана в Алматы и его голос стал одним из самых весомых в международных усилиях, связанных с разрешением ситуации дипломатическими путями. Президент Барак Обама неоднократно подчеркивал, что Соединенные Штаты Америки не позволят Ирану получить ядерное оружие. Его мнение, а также его заявление о важности международного единства разделило международное сообщество, в том числе и Казахстан. Из-за интенсивности переговоров по ядерной программе Ирана и из-за давления, оказываемого на Тегеран, у иранских лидеров появился сильный стимул для достижения всеобъемлющей резолюции.

- С первого января 2015 года начнет действовать Евразийский экономический союз. Сможет ли этот факт, каким-либо образом повлиять на сотрудничество Казахстана и США?

- Очень многие регионы по всему миру создают такие региональные структуры сотрудничества. И с нашей точки зрения здесь важен именно экономический аспект, необходимо сделать так, чтобы это сотрудничество не блокировало доступ на казахстанский рынок американским компаниям. Это не только для нас, но думаю и для вас важно. Мы знаем, что для Казахстана приоритетно и вступление в ВТО, и мы всячески поддерживаем это стремление. Что касается ЕАЭС, то нельзя забывать и слова Нурсултана Назарбаева, который неоднократно подчеркивал, что это не политический, а экономический союз

- Если говорить о ВТО, то можно ли обозначить каких-то конкретные сроки вступления Казахстана в эту организацию? Так как о том, что совсем скоро РК вступит во Всемирную торговую организацию, говорят на протяжении последних как минимум пяти лет, есть ли какие-то подвижки в этом вопросе?

-Работа продвигается. Уже достигнут большой прогресс, ставший возможным благодаря интенсивным переговорам. Мы всячески поддерживаем стремление вашего государства стать частью мировой торговой системы, говорить о конкретных сроках пока сложно, но финишная прямая уже видна

- Не возникнут ли у Казахстана сложности, если он одновременно будет состоять как в ВТО, так и в ЕАЭС. Некоторые технические регламенты Евразийского союза не сходятся с нормами Всемирной торговой организации. Можно ли достигнуть компромисс?

- Пока в этом заключается вся сложность, так как при вступлении в ВТО для каждой страны есть свои минусы, но плюсов конечно гораздо больше. И сейчас ведется большая работа, чтобы техрагламенты ВТО и ЕАЭС, скажем так, не конфликтовали.

- Другой важный вопрос, который сейчас волнует и обычных граждан Казахстана, и руководство страны – это стремительное снижение цен на нефть, так как казахстанская экономика напрямую зависит от экспорта сырья. Все-таки имеет ли место сговор на нефтяном рынке или на падение цен на нефть влияют объективные причины?

- Я достаточно скептически отношусь к теории заговоров и с большой долей уверенности могу сказать, что никакого нефтяного заговора против России не существует. Это миф. Речь идет об объективных причинах, влияющих на снижение цен на нефть. Стоит отметить, что многие международные эксперты, еще за долго до нынешних событий предрекали, что скоро произойдет снижение цен на нефть из-за сланцевого бума. Нельзя забывать и об экономических проблемах, с которыми столкнулись в этом году развитые и развивающиеся экономики мира. Верить в теории заговора не совсем правильно, хотя и приятно, иногда

- Как Вы считаете, при такой динамике цен на нефть сможет ли развиваться казахстанская экономика как в годы нефтяного бума?

- Насколько я знаю, одна из задач руководства Казахстана как раз заключается в стремлении диверсифицировать экономику, чтобы не зависеть от цен на нефть. И сейчас появляется хорошая возможность сделать это. Американские компании очень позитивно смотрят на перспективы экономического развития Казахстана, и готовы инвестировать свои деньги. Но, конечно, для этого нужно создавать благоприятный инвестиционный климат, и мы приветствуем все решительные шаги Астаны в этом направлении. Важно, что и руководство Казахстана признает те проблемные моменты, которые в какой-то степени могут негативно влиять на инвестиционный климат в стране. Среди таких сложностей – это бюрократия, но надо признать, что она есть во всем мире, и коррупция, с которой Астана намерена решительно бороться. Американская палата предпринимателей разработала список тех вопросов, которые требуют разрешения, чтобы облегчить условия ведения американскими компаниями бизнеса в Казахстане. Мы приветствуем тот факт, что в Астане позитивно отнеслись к нашим предложениям и готовы работать над ними.

- Как американский бизнес отнесся к программе, предложенной правительством по улучшению инвестиционного климата Казахстана, в том числе к облегчению визового режима для предпринимателей?

- Крайне положительно. Вообще, тот факт, что американцы, и не только бизнесмены, а также простые граждане могут без виз приезжать в Казахстан на 15 дней. США одна из десяти стран, которые получили от Казахстана такое визовое преимущество для своих граждан. Это очень помогает американцам, которые могут сюда приехать и ознакомиться с теми возможностями, которые есть в РК. Помогает и система пятилетних взаимных виз, которая существует между нашими странами.

- Сейчас в Сенат США подана заявка о назначении Джорджа Крола послом США в Казахстане. Он известен как очень тонкий дипломат, его назначали послом США в Узбекистане в наиболее сложный момент вывода американского контингента из Афганистана. Означает ли его переназначение в Астану - возрастание роли Казахстане в списке интересов США в Центральной Азии. И как скоро он приступит к своим обязанностям?

- Я знаю г-на Крола много лет, и он мой большой друг, в течение многих лет. Он является очень компетентным дипломатом, куда бы он ни направлялся по работе, он всегда показывает себя как большой профессионал. И действительно этот фактор говорит об особой роли Казахстана, как в регионе, так и для США. По поводу сроков пока говорить сложно, так как этот вопрос решает Сенат США. И г-н Крол не единственный посол, который сейчас уже, будучи назначенным послом, еще не прошел ратификацию своей кандидатуры в Сенате.

Новые комментарии     Комментировать Рейтинг 0

         . Пользовательское соглашение
© 2009-2010 LoGRoSS Labs