Авторизация Забыли
пароль?
PolitBoard.com
Социальный портал политических дискусий  
Поговорить с народом в чате
◄►
Логин
Пароль
E-mail

Справочник патриота
Inomnenie Politboard

 Эрдоган против Давутоглу
Разместил  Иван Потехин 6 мая 2016 в 23:22
Источник:  yerkramas    Автор:  Давид Арутюнов

В Турции 5 мая, по сути, был запущен процесс смены премьер-министра страны. Действующий глава правительства Ахмет Давутоглу заявил об уходе с поста председателя правящей Партии справедливости и развития (ПСР), а также сообщил, что не будет баллотироваться на пост председателя ПСР в ходе намеченного на 22 мая внеочередного съезда партии.

С учетом того, что по действующей в Турции системе премьером становится председатель правящей партии, данные решения означают фактическую отставку Давутоглу.

ЭТОМУ ЗАЯВЛЕНИЮ ПРЕДШЕСТВОВАЛА ВСТРЕЧА ПРЕМЬЕРА С ПРЕЗИДЕНТОМ ЭРДОГАНОМ 4 МАЯ, на которой Давутоглу, по некоторым данным, планировал передать свое заявление об отставке. Однако в результате в ходе встречи был выбран уже озвученный плавный сценарий смены премьера, что свидетельствует о неготовности Давутоглу к прямой конфронтации с Эрдоганом. Данный момент подтвердил и сам премьер, в ходе своей пресс-конференции заявивший, что "будет хранить верность президенту".

В то же время даже с учетом сохранения внешней лояльности Эрдогану очевидно, что причиной отставки премьера стали его разногласия с президентом страны. Формальным началом нового внутриполитического кризиса в Турции стало принятое 29 апреля центрисполкомом ПСР решение лишить Давутоглу полномочий назначать руководителей местных отделений партии, что стало проявлением резкой активизации конфликта в турецких верхах. При этом ранее уже неоднократно сообщалось о разногласиях между Давутоглу и Эрдоганом, в частности, по курдской проблеме.

В настоящее время западные и турецкие СМИ отмечают целый комплекс противоречий между главой правительства и президентом как по внутри-, так и по внешнеполитической проблематике. В частности, отмечаются различные подходы к внешнеполитическим приоритетам Турции: если Давутоглу выступал в качестве сторонника и инициатора сближения с ЕС и заключения иммиграционной сделки, то Эрдоган не скрывал своего скептицизма в данном вопросе, являясь сторонником концентрации Турции на ближневосточном направлении.

Президент и премьер по-разному рассматривали конфликт с курдами. Еще весной 2015 года Давутоглу инициировал продолжение мирного процесса с курдами, в то время как Эрдоган уже тогда взял курс на срыв урегулирования и заигрывание с националистическими кругами. По некоторым данным, именно курдский вопрос стал важным катализатором разногласий. Так, по данным турецких СМИ, Эрдоган настаивал на лишении депутатской неприкосновенности законодателей от прокурдской Народно-демократической партии, однако Давутоглу реализовал данную задачу в более мягкой форме, расширив число депутатов, которых планируется лишить иммунитета, при этом в их число вошли представители не только прокурдской партии, но и других политических сил.

И НАКОНЕЦ, КЛЮЧЕВЫМ АСПЕКТОМ СДВИГОВ В ПРАВЯЩИХ КРУГАХ ТУРЦИИ стали разные подходы премьера и президента к вопросу о планируемом реформировании Конституции. Если Эрдоган стремится к форсированию процесса формирования сильной президентской власти, то Давутоглу явно пытался сохранить свой аппаратный вес и собственный полюс силы внутри правящей партии, достаточно прохладно поддерживая конституционные планы Эрдогана. Проявлением этого были в том числе и разные подходы двух политиков к расширяющимся в Турции репрессиям в отношении СМИ и общественных деятелей. Амбиции Давутоглу должны были вызвать жесткое противодействие турецкого президента с учетом того, что Эрдоган, согласно действующей Конституции, формально обладает довольно ограниченными полномочиями по контролю над действиями правительства. В этом плане примечательно, что турецкие СМИ в контексте произошедшего с Давутоглу уже пишут о де-факто переходе Турции к президентской форме правления, предусматривающей контроль президента над правительством.

Таким образом, в фактической отставке премьер-министра Турции выделяются два основных аспекта. В первую очередь кризис является результатом стремления Эрдогана не допустить формирования альтернативных центров власти внутри правящей партии и госаппарата. При этом ранее Эрдоган аналогичным образом вытеснил из активной политики бывшего президента Турции Гюля. Нынешняя операция по нейтрализации Давутоглу также продемонстрировала способность Эрдогана эффективно контролировать партийный аппарат, что предопределило стремительность развития событий и отсутствие противодействия со стороны Давутоглу.

Вторым аспектом является стремление Эрдогана активизировать процесс конституционных реформ и формирования сильной авторитарной власти в Турции. По некоторым данным, за сменой премьера осенью может последовать проведение досрочных парламентских выборов, на которых правящая партия постарается получить большинство, необходимое для реформирования Конституции. При этом очевидно, что следующий после Давутоглу премьер, кем бы он ни был, станет менее самостоятельным в политическом отношении и более послушным исполнителем решений президента. Отметим, что в СМИ уже фигурирует ряд кандидатур, называют фамилии вице-премьера Нумана Куртулмуша, министра юстиции Бекира Боздага, а также министра транспорта Бинали Йылдырыма и министра энергетики Берата Албайрака - зятя Эрдогана

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТА ТУРЦИИ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ И С УЧЕТОМ РЯДА ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ. Перестановки в турецких верхах начались на фоне противоречий Эрдогана с Западом, недовольным курсом Анкары на Ближнем Востоке, давлением на ЕС, а также растущей консолидацией власти в руках президента. В этих условиях США и ЕС очевидно могли быть заинтересованы в наличии противовеса Эрдогану внутри правящей партии. При этом подобный противовес мог бы в перспективе (в случае перерастания углубляющегося экономического кризиса в социально-политический) сыграть роль альтернативы Эрдогану, перехватив власть у его группировки.

В этом контексте нынешние действия турецкого лидера приобретают характер превентивной зачистки политического поля, лишающей Запад возможности влиять на баланс сил внутри турецкой элиты. Эрдоган ясно осознает опасность формирования подобных противовесов: в условиях продолжающегося ослабления кемалистской оппозиции и политического паралича армейской верхушки реальная угроза режиму турецкого президента может исходить только из рядов самой правящей партии.

Таким образом, на данном этапе Эрдоган вновь сумел успешно консолидировать власть и контроль в своих руках, что тактически будет способствовать стабильности правящего режима. В то же время данный курс представляется рискованным в более долгосрочной перспективе на фоне роста кризисных тенденций в Турции, в частности, углубления социально-экономических проблем, продолжения вооруженного конфликта с курдами внутри Турции и вовлечения Анкары во внешние конфликты в Сирии и Ираке. В случае перерастания последствий экономического кризиса в массовое протестное движение подобная концентрация власти в руках Эрдогана станет фактором дестабилизации, лишив правящую элиту Турции свободы маневра.

В условиях отсутствия у элиты "скамейки запасных" подобное противостояние может вылиться в прямой конфликт между обществом и властью, олицетворением которого будет лично Эрдоган. В результате вместе с режимом личной власти президента Турции под ударом окажется и вся властная система в целом. Однако на данном этапе подобное кризисное развитие событий остается пока под вопросом, и на сегодня Эрдоган продолжает успешно реализовывать курс на формирование своего авторитарного режима.

Новые комментарии     Комментировать Рейтинг 0

         . Пользовательское соглашение
© 2009-2010 LoGRoSS Labs